12494979_1037545692954857_6087207461600842246_n

О треклистах

Совсем недавно  я прочитал где-то пост на тему треклистов, и после этого задумался, а какое же мое собственное отношение к этому вопросу.
Очевидно, моя позиция – не публиковать треклист при первом же случае. Почему? На это есть множество причин. К примеру, в основе культуры Dj-инга всегда было желание сыграть музыку, о которой никто не знает. Dj-и в 60-е годы, игравшие музыку Northern Soul специально пересекали океан, чтобы отыскать лимитированный тираж семидюймовых синглов в Штатах, где печатались эти пластинки. В каком-то отношении движение Northern Soul может ассоциироваться именно с конкретными клубами и определенными dj-ями, благодаря которым эта музыка могла быть услышана.

Двигаемся дальше, более знакомая мне тема  – музыка hardcore/jungle. Именно так я услышал эту музыку, будучи подростком. Пиратские станции и кассетные записи, и о каком треклисте тогда вообще могла идти речь. Ты слушал своего любимого dj-я, записывал его сеты на радио, а потом отправлялся в магазин пластинок  с кассетным плеером, чтобы спросить у продавцов, есть ли у них именно эта пластинка. Сам процесс покупки пластинок мог затянуться на целый день. И вот ты стоишь, отслушиваешь пластинки с белым яблоком и вот тебе – БАХ!!!-  эта та самая! Именно её ты и разыскивал.  Со временем ты  знакомился с продавцами и дружил с ними, в этом случае они могли придержать что-нибудь из пластинок, пока ты едешь к ним.

 

А потом я сам стал записывать треки и стал частью этого большого движения. Весь смак был именно в дабплейтах и тому, кому из DJ-ев ты их отдавал. Ты сам  старался изо всех сил, налаживал связи с Grooverider  или  Randall, чтобы твои пластинки появились у них в кейсах. Но если это удавалось, ты был уже уверен на сто процентов, что твою музыку они получат самыми первыми. И к тому же, как продюсер, ты получал сплошные профиты, ведь эти dj-и не говорили никому из конкурентов, чьи пластинки они ставили.

В начале 90-х между продюсерами и dj-ями была определенная разница. Никто тогда и не мог предположить, что человек может заниматься и тем, и другим. В то время, винила продавалось достаточно и  продюсеру не приходилось  играть свой материал отдельно. Ну и уважение к искусству dj-инга тоже было в приоритете. Некоторые могли сделать так, чтобы эта музыка звучала лучше несведенной, чем в миксах у dj-я, или же наоборот.  Да, и кстати, далеко не все хотели заниматься и тем, и этим одновременно

В то время, для меня, в сознании был некий сдвиг. Тогда же вышло интервью (вроде в журнале Wax ), где Grooverider’a неправильно, скорее всего, цитировали. Он тогда сказал, мол: «Я хочу поблагодарить всю эту челядь, типа Dillinja». Я помню тогда, музыканты нешуточно возмутились, типа: «Челядь? Dillinja?»

Мы пишем эти треки, ты играешь их, это разве так сложно?  А потом появились dj-и и продюсеры в одном лице.  Мы хотели полностью контролировать контент  и чтобы нас приглашали, именно благодаря тем трекам, что мы пишем и играем. Мы создавали музыку для самих себя, и получали удовольствие от того, что продюсер, чьи треки идут следующими, не имеет у себя этого трека. И мы видели реакцию публики на свои вещи. И от этого нам хотелось писать что-то еще более интересное и оригинальное. Получалась этакая дружеская конкуренция между продюсерами и благодаря которой появилось самое лучшее в истории drum’n’bass музыки.  Хороший пример – это Optical и Matrix, целью которых было превзойти друг друга. Возьмите тех же Source Direct и Photek или то, что было позднее у Bad Company и лейбла Virus.  Мы слышали всё, что нарезалось на неделе в офисе Music House и думали про себя: «О,нет! Только, чтобы ни у  кого это не было». Но, так или иначе, мы обменивались музыкой, если даже это был экслюзив, то это имело смысл. Дабплэйты были удобной штукой тогда, да и сейчас остаются важной частью культуры. Важно понимать, что многое тогда создавалось нами без привязки к музыкальным вкусам аудитории.

 

Благодаря интернету аудитория стала ближе к продюсеру, и я могу поспорить с тем, что именно публика диктует, что записывать продюсеру и то, что результат этого процесса далеко не всегда положительный. Да, музыка у некоторых продюсеров изменилась, она стала более понятной  для аудитории, таким образом отклик уменьшился за счет увеличения количества выпускаемых треков. А есть ведь и такие, кто творит не ради этого. Эти продюсеры записывают треки, которые им по душе  и довольствуются той скромной властью, которая есть у них над собственными творениями.

Я как-то беседовал с Calibre на тему, кто как защищается в отношении собственной музыки. И сейчас никто больше не хочет делиться музыкой напрямую, и мы получаем весь материал только за месяц до выхода работы в свет. И в чем тогда смысл? Большинство треков, которые приходят мне на Exit помечены «не играть на радио или в миксах». Я думаю, это позор. Мы,как лейбл, чувствуем за собой вину по отношению к dj-ям за то, что даем им так мало  времени перед выходом релиза, чтобы отыграть тот или иной трек. Время неумолимо сокращается и это ничто иное, как результат борьбы за продление «срока жизни» этой музыки. Аудитория хочет знать всё, и это надо принимать как данность.   По сути, у нас есть пара недель для того, чтобы успеть продать пластинку до того, как появится что-то новое на горизонте.

Тот факт, что мы не распространяем информацию о готовящемся к выходу треке или EP  связан напрямую с этими моментами.

Я знаю многих продюсеров, которые недовольны тем, что я играю их материал в своих сетах, но я более чем уверен, что не нужно думать о треклисте от первого трека и до последнего, а следует просто отдавать свои вещи dj-ю, тогда и проблем никаких. Аудитория все равно не узнает кто автор трека и его название. Так что,  пусть вернется ощущение загадки и удовольствия от поиска нужной композиции. Я, например, искал 19 лет один трек.  Да, кстати, dj-и также слушают миксы своих коллег. Многие меня спрашивают о треках в моих миксах, на что я отвечаю им: «не обязательно знать треклист наизусть», и в большинстве случаев не даю треклистов.

Со времен Autonomic, когда  у тебя не было треклист, то это было круто, возникал таинственный ореол вокруг треков. Этого не хватает сейчас. Тогда, на тематических форумах, то и дело возникали многочисленные посты, это поклонники всё пытались восполнить пробелы в треклистах. Но я хочу, чтобы все запомнили то, что вы слышали тогда в подкастах – это всего лишь наброски к трекам, которые так никогда и не увидят свет.  Мне думается, что и слушатель, и продюсер, должны это осознавать. То, что это было записано и сыграно вовсе не означает, что эта работа достаточно хороша, чтобы ее издавать. Нарезка дабплейтов – это своего рода фильтр качественной музыки. Я ведь не хочу тратить 25 фунтов на всякий шлак…

Возможно я старею и возможно исторически сказывается эпоха в которой я вырос, но именно такого мнения я придерживаюсь.  Во многом, благодаря интернету музыка стала уделом ленивых, сейчас одних только пресетов и приложений пруд пруди, не говоря уже об искуссстве dj-инга как такового.  Будем честны перед самими собой – это вовсе несложно и нисколько не напрягает. Если вы dj-й, то что у вас остается после всего? Подборка.  Так вот поэтому я больше чем убежден, если никто до меня не проделывал тяжелейшую работу – то с какой стати буду делать её для вас я?

Я закончил брюзжать.

dB